«Доктор, раньше у меня протез даже во рту не держался, а вчера я с удовольствием кусал яблоко! Потом я пошел к ортопеду, который мне делал последний протез, и просто забрал у него деньги!»
Этот мужчина протезировался несколько раз у врачей-ортопедов, но полный съемный протез на верхнюю челюсть все никак не фиксировался. Когда какое-то светило науки тоже не смог помочь и сказал, что ситуация у него слишком сложная и безнадежная, человек отчаялся. А потом ему рассказали про доктора Андрея Карнеева.
– Я всерьез занимался этой темой – полным съемным протезированием, – рассказывает старший стоматолог-ортопед клиники «Реутдент» Андрей Николаевич Карнеев, – и когда посмотрел этого пациента, даже на первый взгляд определил, что не так уж там все плохо, и согласился ему помочь. Сделал все. Он ушел домой и на следующий день вернулся ко мне и рассказал, что было дальше. Это хороший пример того, что нет безвыходных ситуаций – есть разные руки. Тот пациент дал мне очередной толчок для продолжения научной работы (у меня есть патенты, публикации различных статей на эту тему).
– Часто приходится переделывать чью-то работу?
– Да, приходилось, и не только то, что сделано много лет назад, поскольку нет ничего вечного, но и то, что было сделано на прошлой неделе в другой клинике. Сегодня немало различных клиник и стоматологов, которые активно предлагают свои услуги, но зачастую проявляют просто наплевательское отношение к людям. В нашей работе играют важную роль и мануальные навыки, и теоретические знания, безусловно, необходимы современные инструменты и оборудование.
– И как оцениваете свою клинику?
– Уровень нашей клиники довольно высокий. Я пришел сюда неслучайно, искал клинику именно очень хорошего уровня, так как в других не было возможности внедрять технологии, опыт и знания, которые у меня есть. Только здесь я нашел все, что помогло проявить себя по максимуму, в этом, безусловно, очень большая заслуга главного врача. То, как у него все организовано, как он стремится к созданию общей клиники, идеальной во всех отношениях, достойно высокой оценки. По прошествии времени мое желание работать здесь нисколько не уменьшилось.
– С чего начался ваш интерес к ортопедии?
– Частично воля случая: это единственное, что предложили после интернатуры, остальные вакансии были заняты. Либо это, либо ничего. Я согласился, поскольку занимался раньше и терапевтическим лечением, и другими видами лечения, но… как-то не цепляло. А когда ты восстанавливаешь человеку отсутствующий зуб, и он может жевать, и его восторг передается тебе, и ты горд за то, что сделал, вот это — очевидный стоящий результат работы! Сделать своими руками так, чтобы пациент был доволен и радовался своей улыбке, возможно именно в ортопедическом лечении. Конечно, все происходит в контакте с техником, однако как именно должен выглядеть зуб, та или иная конструкция, объясняет технику врач. Если работа неэстетична, хороший врач никогда не предложит ее пациенту.
– Любой может быть стоматологом?
– В том-то и дело, что в принципе любой, получивший диплом, может работать стоматологом. Но вот стремление совершенствоваться, самое важное в работе — желание самого человека совершенствоваться и развиваться именно в этом направлении, — есть не у всех. Нужно гореть той целью, что уже сделанное можно сделать еще лучше. Как говорил Стив Джобс, «Stay Hungry. Stay Foolish».
– Есть в вашей работе то, что вы не делаете никогда?
– Чего я не делаю никогда?.. Я никогда не обманываю пациентов. Даже если работа будет выполнена технически очень качественно, но не прослужит нескольких лет, то может принести больше вреда, чем пользы. И об этом я говорю пациенту прямо, что да, это можно сделать, но я этого делать не буду. Потому что на первом месте — забота о вашем здоровье, а при таком лечении оно пострадает.
– Кроме пациентов вам есть о ком заботиться?
– Конечно, семья, двое детей, все свободное время стараюсь проводить с ними. С удовольствием занимаюсь фотографией, и это имеет прямое отношение к работе, потому что использую фотоаппарат как средство передачи информации пациенту или технику. Есть нюансы, которые словами не передашь, тогда находишь аналогичный случай на фотографии — и проблема решена. Порой опыт, заключенный в накопленных снимках, помогает в обсуждении сложных ситуаций с коллегами.
– Как у ваших детей складываются отношения со стоматологией?
– Гораздо лучше, чем у меня в детстве… (Смеется.) Мы с друзьями на спор ходили удалять зубы. Никто не должен был закричать. Было больно, нас держали за руки, потому что мы пошли одни, без родителей, так что первые детские впечатления не очень хорошие. А вот моя четырехлетняя дочь София, скорее всего, будет стоматологом. Надевает перчатки, лечит всех своих животных и кукол, а когда я прихожу домой, требует от меня документы в виде карточки, спрашивает: «На что жалуетесь?» Мне хотелось бы, чтобы она продолжила. Уже есть кому подсказать, научить, и ей не будет так тяжело, как мне когда-то, поскольку раньше в нашей семье стоматологов не было. Зато теперь я всегда могу найти выход из трудной ситуации. В том, что касается зубов, как минимум.
Изабелла Савичева