«Качество медицинской услуги» и «гарантия на результат» – понятия не просто емкие, а жизненно важные и ценные. Насколько именно – предлагаем разобраться!
Для профессиональных медиков очевидно: многие пациенты не вполне ясно представляют себе, что же это такое – «медицинская услуга» – и как ее правильно оценивать. Часто бытовые критерии оценки состоявшегося лечения сводятся к абстрактному «нравится – не нравится», «больно – не больно», «долго – не долго», «дешево – дорого». На самом деле реальной оценкой качества является главное: пациент обращается к повторному лечению только в профилактических целях. Для еще более точного понимания обратимся за разъяснениями к юридической трактовке этого термина.
Комментарий юриста Ю. В. Худолеева
С юридической точки зрения гарантия – это период, в течение которого в случае обнаружения в работе (услуге) недостатков исполнитель обязуется выполнить одно из следующих действий:
-
безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги);
-
уменьшить цену выполненной работы (оказанной услуги);
-
безвозмездно изготовить другое изделие из однородного материала такого же качества;
-
повторно выполнить работу (оказать услугу); при этом потребитель (пациент) обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
-
возместить понесенные пациентом расходы по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
При этом для различных видов лечения существуют свои оценки и гарантии.
Приведем несколько примеров.
Терапевтическое лечение
• Кариес
Например, кариес в идеале должен быть вылечен так, чтобы он не возобновился, и это – гарантия качества.
Если работа выполнена некачественно (неточное краевое прилегание пломбы, например), в этом месте может развиться вторичный кариес. Когда всё выполнено правильно, рецидива не возникает, что обеспечивает пожизненную гарантию лечения. Материалы, которыми сегодня пользуются врачи, близки по составу к тканям зуба и точно так же пластичны, так же выдерживают нагрузки, так же стираются, как собственные ткани.
В конце лечения проводится оценка функции – завышена ли пломба, подходит ли по цвету, выполнен ли фиссурно-бугорковый контакт (взаимодействие с зубом-антагонистом), восстановлена ли анатомия зуба. Из этих показателей и складывается качественное лечение, суть которого должен объяснить пациенту лечащий врач. Гарантия терапевтически вылеченного и восстановленного пломбой зуба заключается в том, что зуб работает много лет или пожизненно, и при этом новые заболевания здесь не появляются.
• Пульпит
В случае такого заболевания, как пульпит (когда затронуты более глубокие ткани и жизнедеятельность зуба в целом), гарантия снижается, но и на этой стадии зуб может быть вылечен качественно. Здесь хорошая работа доктора определяется тем, насколько тщательно обработаны, а затем запломбированы все каналы, ответвления от основных стволов, учитывается много других критериев пломбировки каналов. Результат оценивается рентгенологически, а подтверждается работой этого зуба на протяжении длительного периода времени.
Если же нарушены методика, специфика лечения, не выдержан протокол или неправильно поставлен диагноз, заболевание переходит в стадию периодонтита, и в этом случае нельзя говорить о качественно проведенном лечении. К сожалению, очень мало врачей могут гарантировать то, что депульпированный и запломбированный эндодонтически корень зуба будет работать весь период жизни. Однако при правильных методах лечения, использовании коффердама, микроскопа, хороших эндодонтических инструментов, при профессиональной работе врача, который высокоэффективен и хорошо обучен, вероятность того, что вылеченный зуб может работать весь период жизни, очень велика. Только тогда мы можем говорить о пожизненной гарантии при этом заболевании.
• Периодонтит
Развитие периодонтита влечет за собой перелечивание, поскольку на верхушках корней возникают воспалительные процессы – следствие некачественно вылеченного пульпита. Это единственный негарантийный случай, о котором пациенты должны знать, и они должны видеть соответствующий пункт в договоре.
По статистике из ста вылеченных зубов треть могут быть с рецидивом, то есть на этих зубах заболевание возобновляется. В такой ситуации есть два пути лечения: первый – удаление и постановка имплантата, второй – перелечивание, то есть пациент вынужден снова затрачивать средства на сложные манипуляции, а в дальнейшем, как правило, возникает рецидив. Перелечивание, таким образом, не что иное, как более длительное и многократное финансирование лечебного процесса. Именно поэтому при диагнозе «хронический периодонтит» еще на начальном этапе врач должен обсудить с пациентом возможное развитие событий и выбрать тот путь, по которому они с пациентом пойдут. В конце пути на удаление – гарантия на имплантат, в конце пути на перелечивание периодонтита – отсутствие гарантий, поскольку это остается явным негарантийным случаем.
Преимуществом нашей клиники является предоставление гарантии на лечение. Если в течение года возникает рецидив вылеченного у нас заболевания, то клиника устраняет эти недостатки за собственный счет. Подробнее о том, из чего складывается наша уверенность в результате, читайте в следующем материале данной рубрики.