«Я считаю совершенством в работе не количество освоенных методик, а результат, при котором процент осложнений – нулевой!»
«Была у меня операция, когда я удалил 16 зубов и поставил сразу 19 имплантов», - вспоминает хирург-имплантолог Дмитрий Чернов. “Пациенту пятьдесят лет, как сейчас помню – это был колоритный грузин, с отсутствием некоторого количества зубов, операция продолжалась три с половиной часа. На третьи сутки на имплантаты зафиксировали временный протез, через четыре месяца поменяли на циркониевые протезы, с которыми он ходит до сих пор и очень рад. Позже привел свою жену, которой тоже сделали успешную операцию.»
- Чем ограничено допустимое количество имплантов – возрастом, артериальным давлением, нервной системой, финансами?
– Только финансами. Если нет противопоказаний для установки одного импланта, значит нет противопоказаний для установки и двадцати имплантов.
- Как вы пришли к таким операциям?
– Начнем с того, что я не в первый же год работы стал проводить такие операции. Сначала была учеба в Хабаровском государственном медицинском институте, где я сразу определил, что больше всего меня интересует хирургия. Потом – ординатура, шесть лет работы в отделении челюстно-лицевой хирургии краевой больницы, пятнадцать лет работы в Санкт-Петербурге, посещение большого количества дополнительных обучений, чтение книг, поездки в Германию для освоения новых методик, обмен опытом, затем переезд в Москву по семейным обстоятельствам.
- Как вам работается с ними, ведь во многом вы пересекаетесь?
– Коллектив в профессиональном плане – очень высокого уровня, главный врач настолько тщательно подходит к подбору персонала и специалистов, что в компетенции и личностных качествах любого врача здесь сомневаться не приходится. Хорошая клиника, достойная.
- Относительно недавно «достойной» клиникой могла считаться только зарубежная, было сравнение «как небо и земля», сейчас дистанция продолжает сохраняться?
– Сами хирурги и руки у нас были – ничуть не хуже западных. Другое дело, что оснащение оборудованием, технологии и наука там постоянно шли вперед, за счет этого операции проводились более технологичные. Я думаю, что сейчас в стоматологии все практически сравнялось: у нас те же самые методики и материалы, не нужно ехать в Германию или в Америку, чтобы поставить имплантат. Здесь можно это сделать ничем не хуже.
- Тем не менее вы же учились за границей?
– Я в Германию ездил целенаправленно, меня интересовала именно клиника Фуада Кури, который очень известен в стоматологическом мире и который часто приезжает в Москву на конгрессы.
- Что вас там удивило? Есть что-то, что вы не сможете никогда сделать как он?
– Да нет, в общем не боги горшки обжигают, его методики и у нас широко применяются. Его основная идея в том, что собственная кость лучше, чем искусственная и имплантат не должен соприкасаться ни с чем, кроме своей кости. Если бы я поехал туда на первом году обучения, я бы конечно открыл рот и не закрывал бы его до сих пор от удивления. Но имея многолетний опыт…
- Есть что-то, какая-то технология, которой вам хотелось бы овладеть и чего-то нового достичь?
– Количество методик сегодня большое, но при этом – ограниченное. Если ты владеешь всем, то в принципе можешь считать, что достиг многого, вопрос в другом. Для меня теперь уже совершенство – не количество освоенных методик, а результаты, достигнутые после применения этих методик. Если процент осложнений нулевой или совсем минимальный – вот это и есть та точка, которой хочется достичь. Ведь можно освоить и применять множество технологий, но если положительный результат лечения будет 50 на 50, то это не результат. Главное – здоровье пациента.
- Есть такие, с которыми вам больше нравится работать, или – все равно?
– Не все равно. Мне больше нравятся пациенты, которые «на твоей стороне». Есть люди, которые приходят и как бы со стороны наблюдают – получится у врача или нет? С такими очень сложно. Мне нравятся люди, которые хотят вылечиться, понимают, что для этого им будут делать и сами тоже делают для этого все от них зависящее. Они доверяют, стараются, и тогда возникает обратная связь. Всегда стремлюсь оправдать это доверие.
- Как вы отдыхаете, на что тратите свободное время?
– Я люблю интересные книги и фильмы, которые захватывают, что сегодня, кстати, большая редкость. Почему-то в последнее время в прокате появляются фильмы, которые после первого просмотра не хочется смотреть второй раз. Пришел к такому выводу, что наши советские фильмы – они лучшие, и их можно смотреть бесконечно. Когда я служил на флоте (целых три года, месяц и пять суток), в моей жизни был серьезный спорт - дзюдо, и позже я довольно активно им занимался, но потом жизнь поменялась. Сейчас у меня маленький ребенок, вторая дочь, поэтому приоритеты стали другими.
- Мировая известность вас манит? Каким вы видите себя через 20 лет?
– Больше, наверное, – счастливым отцом. Пусть у меня будет домик на озере под Выборгом, где я буду жить с семьей и радоваться жизни.
Изабелла Савичева